«Что Бог сочетал...»
(краткое изложение православного учения о Таинстве Брака)
О Таинстве Брака
(Венчание)
«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
(Евангелие от Марка, глава 10, стих 9)
Божественное Откровение говорит нам о том, что вся Вселенная, весь мир, видимый и невидимый, во всем своем величии, красоте и целесообразности сотворены Богом. Весь сотворенный мир получил от Бога существование по любви Божией. Имея полноту бытия, Бог захотел дать жизнь и другим существам: Ангелам, людям, животным, чтобы они жили, радовались и были счастливы.
Человек - часть общего творения, но творения особого: человек сотворен по образу Божию: « И сотворил Бог человека по образу Своему», - говорит Священное Писание (Быт., 1, 27). Человек сочетает в себе две природы: телесную (тело) и духовную (душа). Вот именно в душе, в ее свойствах: разуме, чувствах и свободной воле, и проявляется присутствие образа Божия.
Бог есть Троица Единосущная и нераздельная, Отец, Сын и Святой Дух, объединяемая союзом Божественной любви. «Бог есть любовь», - говорит Священное Писание (1 Иоан., 4,8). Поэтому и для человека, сотворенного по образу Божию, главным условием радости и счастья является переживание любви. Человек, как духовное существо, имеет потребность любить и быть любимым. Любовь - это самое сильное чувство человека: « ... крепка как смерть любовь», - говорит Священное Писание. Главное действие любви - желание любящего соединиться с любимым. Поэтому, при взаимной любви, люди стремятся друг к другу и в этом единстве обретают счастье. Без взаимной, ответной любви человек чувствует себя одиноким, несчастным, не имеющим полноты радости: «не добро быть человеку одному», - говорит Священное Писание (Быт., 2, 18). Но Бог создал человека не для печали, а для радости и счастья. И для осуществления стремления человека к счастью Господь создает брак как союз свободных разумных духовных существ - мужчины и женщины, - основанный на взаимной любви.
Стремясь осмыслить брак как установленный Богом образ жизни человека, открывающий человеку возможность полноты жизни, полноты радости, мы видим, что сам брак есть некое таинство, совершающееся посредством любви. Действительно, непостижимо и таинственно два разных человека, мужчина и женщина, может быть, даже живущие на разных краях земли, вдруг чувствуют в своей душе некое чувство, властно и непреодолимо влекущее их друг к другу, и когда они, наконец, обретают единство, они переживают это общение как самое настоящее счастье. Это - от Бога, почему и сказано в Священном Писании: «... оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут два одна плоть» (Быт., 2, 24). Брак есть духовный союз, основанный на взаимной любви. Любовь - это проявление свободы человека, поэтому брак должен и может быть только свободным выбором каждого из обоих: мужчины и женщины. Образно можно представить это так: молодой человек выбрал из всего множества девушек одну, которую он считает самой лучшей, так же и девушка из всего множества юношей выбирает себе одного, и они решают вступить в брак. Они приходят в храм Божий и там как бы говорят Богу: «Господи, вот я выбрал себе из всех девушек именно эту и хочу, чтобы она была моей женой», также и девушка говорит: «Господи, я выбрала из всех юношей вот этого, и хочу, чтобы он был моим мужем. Благослови нас быть мужем и женой». И Господь через священника Своего благословляет их, признавая свободу их выбора и их желания.
Любовь - самое главное понятие в христианстве. Это понятие даже отождествляется с другим высоким понятием - Бог: «Бог есть любовь». На любви строятся все отношения между разумными духовными личностями: между Богом и Ангелами, между Богом и человеком, между людьми. Любовь есть причина, основание и смысл бытия. Поэтому и самая главная заповедь Божия - это заповедь о любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею ... (и ) ближнего твоего, как самого себя» (Мр., 12, 30-31).
Главным критерием истинной любви является ее жертвенность, то есть готовность любящего пожертвовать всем (даже жизнью, как наибольшей ценностью) ради любимого. Пример этой любви показывает наш Господь Иисус Христос, сказавший: «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за друзей своих» (Иоан, 15, 13).
Здесь может возникнуть вопрос: а какая связь между браком, как союзом любящих друг друга мужчины и женщины, и венчанием? Ведь вступают же в брак многие люди без венчания и живут счастливо и имеют детей?
Да, конечно, можно вступить в брак и без венчания. Но нужно понять, что эта возможность существует только потому, что Господь:
- создал человека (то есть человек существует только потому что его создал Бог),
- наделил его чувством любви,
- учредил брак и семью для счастья человека,
- дал человеку духовную свободу.
Поэтому, вступая в брак, создавая семью и переживая радость от общения с любимым, человек пользуется дарами Божиими, данными ему при творении.
Что можно сказать о человеке, который, вступая в брак и устроив свадебный пир, не пригласил на этот пир своих родителей, которые:
- дали ему жизнь,
- приложили много трудов, ухаживая и заботясь о своем дитяти.
О таком человеке можно сказать, что он - неблагодарный и даже недостойный человек. Подобно этому, если человек, вступая в брак и создавая семью, не обратится к Богу за благословением, то он человек неблагодарный Тому, Кто дал ему радость жизни в земном раю. Этот человек неблагодарен Богу, Бог для него ничего не значит. Но может ли человек достичь счастья на земле, забыв, пренебрегши, отвергнув Бога, Который и есть источник радости для всякого человека, Который и учредил брак для человека? Конечно, нет. Это подтверждается нашей действительностью: много создается браков в нашем обществе, но подавляющее их большинство распадается, и главной причиной этих нарушений является пренебрежение Того, Кто дает мудрость и силу для сохранения брака и дает счастье и радость. Ведь Господь сказал: «Без Меня не можете творить ничего» (Иоан., 15, 5). Поэтому всякий человеческий союз, основанный даже на самых искренних чувствах, непрочен и хрупок, ибо не имеет благословения и помощи Отца Небесного.
Человек благодарный, не отвергающий Бога, не может не признать необходимости в такой важный момент жизни, как создание семьи, испросить у Бога, Которого мы называем Отцом нашим, благословения. Это Божие благословение подается через священника в Таинстве Брака.
Итак, Брак - это установление Божие, имеющее своей целью сделать человека счастливым.
Если мы верим, что человек сотворен Богом и что брак учрежден Богом для достижения человеком радости жизни, то мы должны принимать и все другие указания Божии, относящиеся к браку как союзу мужчины и женщины, которые в браке получают наименования мужа и жены.
II
Смысл священнодействий Таинства Венчания
В священнодействиях и молитвах, читаемых при совершении Таинства Брака, раскрывается учение Православной Церкви о сущности и назначении брака как установленного Богом общения между людьми для получения ими полноты радости.
Последование Таинства Брака состоит из двух частей: обручения и венчания.
Обручение совершается в западной (то есть недалеко от входа) части храма. В древности обручение часто совершалось отдельно от венчания, иногда даже за несколько лет до венчания и означало собой договоренность (между женихом и невестой и их родственниками) о будущем браке. Подтверждением этой договоренности являлась передача друг другу своих перстней. В настоящее время обручение совершается совместно с венчанием.
Жених и невеста стоят в западной части храма рядом друг с другом: жених справа (от невесты), невеста - слева.
Обручальные кольца жениха и невесты заранее полагаются на Престол храма - самое святое место в храме, и тем освящаются.
Из Царских врат исходит священник, неся в руках Крест и Евангелие, которые символизируют собой присутствие Самого Христа. Крест и Евангелие полагаются на аналой посреди храма, а священник подходит к жениху и невесте, которые держат незажженные свечи. Священник берет эти свечи, зажигает их от общей свечи и дает жениху и невесте: горящая свеча - символ веры и символ любви. Затем священник кадит фимиамом жениха и невесту, воздавая им честь как чадам Божиим, имеющим в себе образ Божий. Далее читаются молитвы, в которых священник просит Бога благословить это обручение. Из алтаря приносятся обручальные кольца, и священник кольцом невесты благословляет жениха со словами: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа...», и одевает перстень невесты на палец жениха. Затем таким же образом обручает перстнем жениха невесту. После этого жених и невеста (это могут сделать и свидетели) три раза обмениваются перстнями. Это символизирует взаимное намерение и желание жениха и невесты вступить в брак именно с тем человеком, кольцо которого он только что принял, и кольцо это является обещанием и залогом верности друг другу.
После чина обручения жених и невеста идут вслед за священником в центр храма, где обычно постилается, ради торжества, ковер, а на ковре - светлый плат, как символ искренности и чистоты чувств жениха и невесты.
Возглашением священника «Благословенно Царство, Отца, и Сына, и Святаго Духа...» начинается само Таинство Венчания.
Начинается молитва Церкви к Богу о предстоящих женихе и невесте: «... о еже благословитися браку сему, якоже в Кане Галилейстей...»; «... о еже избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды...». Священник читает три молитвы, в которых просит Бога благословить жениха и невесту, как Он благословлял многих праведных людей: «Авраама и Сару, Исаака и Ревеку, ... Захарию и Елисавету».
Затем приносятся венцы. Священник берет венец, обращается к жениху и произносит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». При этих словах священник крестообразно благословляет венцом жениха, жених при этих словах крестится и целует на венце икону Спасителя. Священник одевает венец на голову жениха (при желании, венцы могут держать над головами жениха и невесты стоящие сзади свидетели). Так же венчается невеста. После этого священник, обращаясь к алтарю, возглашает трижды: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их». Эти слова являются главными в священнодействии: именно через них подается благословение Божие на данный брак.
После этих слов священника читаются тексты из Священного Писания: послания святого Апостола Павла и Евангелие от Иоанна. В послании святого Апостола Павла раскрывается учение Церкви о браке как о таинственном духовном союзе, который подобен еще более таинственному единству Христа и Его Церкви: в основании и того, и другого лежит жертвенная любовь: «... мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее...» (Еф., 5, 25). Здесь же Апостол напоминает, что брак есть Божие установление, и в браке должен соблюдаться характер взаимоотношений, заповеданный Богом: «Муж есть глава жены, а жена да боится своего мужа» (Еф., 5, 23). В Евангелие от Иоанна вспоминается, как Христос, Сын Божий, присутствовал, по приглашению, на браке и как Он здесь, по просьбе Своей Пречистой Матери, снисходя к нуждам устроителей брачного пира, превратил воду, налитую в каменные емкости, в вино. Церковь чтением этого текста указывает, что, как брак в городе Кане был освящен присутствием на нем Сына Божия, так и ныне совершаемое венчание получает освящение и благословение по молитвам священника и вере жениха и невесты «невидимым предстательством» Христа.
После чтения Священного Писания священнику подносят чашу с вином. Чаша с вином - символ совместной жизни жениха и невесты, мужа и жены, включающей в себя и радость, и скорби. Но как чаша эта общая, так и жизнь в браке должна быть общим переживанием и радости, и скорби. Священник читает молитву, благословляет эту чашу и подает ее по очереди жениху и невесте, которые выпивают ее за три раза.
После общей чаши священник соединяет правые руки жениха и невесты, накрывает их епитрахилью (одна из частей священнического облачения) и совершает вокруг аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие, три круга, в знак духовной радости и вечности брака как духовного союза.
Затем снимаются венцы, и священник, обратившись лицом к жениху и невесте, произносит слова благословения и благих пожеланий.
Заканчивается Таинство обращением ко Христу, Божией Матери, к святым боговенчанным Константину и Елене и великомученику Прокопию, о ниспослании духовной помощи и многих лет жизни вступившим в брак супругам.
Все поздравляют жениха и невесту со вступлением в брак. Отныне они - по Божию благословению - законные муж и жена. Господь же сказал: «Что Бог сочетал, человек да не разлучает», то есть брак есть неразрывный союз двух людей.
III
Приложения
Условия совершения Таинства Брака
1. Намерение вступить в брак должно быть свободным выбором жениха и невесты.
2. Жених и невеста должны быть православными христианами.
Допускается венчание православного христианина с неправославной христианкой или православной христианки с неправославным христианином (членами Католической, Армянской, Англиканской, Монофизитской Церквей, лютеранами), при условии венчания их в православном храме и согласия неправославного супруга на то, что родившиеся в этом браке дети будут крещены в Православной Церкви и воспитаны в Православной вере. На такое венчание требуется разрешение правящего Архиерея. Для получения разрешения на имя Архиерея подается прошение от жениха и невесты, в котором указывается, что они согласны на изложенные выше условия к заключению данного брака.
3. Допускается вступление в брак не более 3-х раз, то есть четвертый брак не допускается.
Здесь учитываются все браки: и гражданские, и церковные.
4. Препятствием для совершения Таинства Брака являются:
- различие верований между женихом и невестой, то есть если жених или невеста не являются христианами, а исповедуют другую религию: ислам, буддизм, иудаизм или вообще некрещеные;
- несовершеннолетие жениха и невесты;
Совершеннолетием следует считать такой возраст, который признается достаточным для регистрации брака в органах ЗАГСа.
- несогласие на брак родителей жениха и невесты;
Это условие имеет значение, когда родители не дают согласие на брак, исходя из христианских соображений. Если же они не дают разрешения, исходя из каких-либо житейских ли эгоистических соображений, то, если они не принимают увещания священника, дозволяется совершить венчание без согласия родителей.
- Преклонный возраст - старше 80 лет;
Это препятствие не распространяется на тех, кто вступил в гражданский брак в более раннем возрасте, и только в преклонном возрасте возымел желание получить церковное благословение.
- недееспособность жениха или невесты (идиотизм, душевная болезнь, не позволяющая человеку свободно проявлять свою волю);
- кровное родство;
Безусловно запрещаются браки между кровными родственниками до четвертой степени родства включительно (то есть между двоюродными братом и сестрой).
Для венчания лиц, состоящих в пятой степени родства (дядя и двоюродная племянница, тетя и двоюродный племянник) и шестой степени (троюродные брат и сестра) необходимо разрешение правящего Архиерея.
- двухродное свойство;
Это родство, возникающее между родными жениха и невесты после того, как они стали мужем и женой. При этом виде родства запрещаются браки в таких же степенях, как и при кровном родстве.
- трехродное свойство;
Этот вид родства возникает, когда в брак вступает кто-либо из родственников жениха или невесты. В этом родстве не допускаются безусловно браки в первой степени родства. (Например, отец невесты - тесть - вступил в новый брак. Эта вторая жена будет состоять в первой степени трехродного свойства к жениху).Для заключения брака при последующих степенях родства (второй, третьей и четвертой) необходимо разрешение правящего Архиерея.
- духовное родство.
Этот вид родства возникает при совершении Таинства Крещения между его участниками: самим крестником, его родителями и восприемниками (крестными родителями). Все эти лица вступают в духовное родство, и новые браки между ними не заключаются.
5. Венчание не совершается:
- в течение четырех многодневных постов (Великого, Петрова, Успенского и Рождественского);
- в период от Рождества Христова до Крещения;
- в воскресенье накануне Сырной седмицы (Масленицы) и в течение всей сырной седмицы (Масленицы);
- в Пасхальную неделю;
- накануне среды и пятницы (то есть во вторник и четверг);
- накануне воскресного дня (в субботу);
- а также накануне великих праздников.
6. Другие условия совершения Таинства Венчания:
- наличие свидетелей (шаферов) не является обязательным условием для совершения Таинства Брака: их присутствие определяется желанием жениха и невесты;
- форма одежды;
Церковь не обязывает жениха и невесту иметь какую-то особенную одежду в момент венчания. Белое платье невесты - это древняя народная традиция, символизирующая ее (невесты) нравственную чистоту и целомудрие.
- обручальные кольца (перстни).
Обручальные кольца, по традиции, золотое - у жениха, серебряное - у невесты, по необходимости могут быть и из недрагоценных металлов или, наоборот, оба - из золота. Они могут быть украшенными (по желанию жениха и невесты) драгоценными камнями и другими украшениями.
- Брак обязательно должен быть зарегистрирован в органах ЗАГСа
По всем другим вопросам, вызывающим недоумение у желающих вступить в благословляемый Церковью брак, необходимо обращаться за разъяснением к священнику данного храма.
Новости
- Ростове-на-Дону состоялась Всероссийская (национальная) научно-практическая конференция «Этноконфессиональный диалог как основа сотрудничества в области межрелигиозных и межэтнических отношений».
- 30 Октябрь 2024
- 25 октября храм Иерусалимской иконы Божией Матери г. Таганрога отметил Престольный праздник
- 26 Октябрь 2024
Объявления
- Беседы на библейские темы
- 06 Ноябрь 2024
По четвергам в 17.00 будут проходить беседы для взрослых
- Молебен на начало учебного года
- 22 Август 2024