Храм Иерусалимской иконы Божией Матери - Лучшее высказывние о Рождестве - кондак прп. Романа Сладкопевца.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Русская Православная Церковь, Донская Митрополия, Ростовская и Новочеркасская епархия, Таганрогское благочиние, г.Таганрог

Храм Иерусалимской иконы Божией Матери

Сайт создан по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия

Лучшее высказывние о Рождестве - кондак прп. Романа Сладкопевца.

                                                                                                                                                                http://www.isihazm.ru/objects/news_img_file_929_b.jpg

                                     


Кондак праздника написал, как известно, прп. Роман. Чтобы понять глубину таинства и вообще необычность Кондака, необходимо сделать небольшой экскурс в   историю, вернуться в Византийскую Империю и вообще окунуться в лексику древнегреческого языка.

Надо отдать должное тому, что греки восприняли от своих предков - древних греков, философов - особенную живость ума. Если вернуться в историю, вспомнить Византийскую Империю и изучить язык той эпохи, то нас ждут удивительные открытия.

В языке греков происходила необычная эволюция. В античную эпоху язык философов был полон афоризмов. Считалось очень изысканным сказать мудро. Мудрость и была синонимом красоты. В первые века Христианства, такое отношение сохранялось.

С расцветом Византии менялось и сознание греков, трансформировалось их понимание красоты языка. Красивым язык стал считаться у того, кто допускал много эллипсисов. И чем больше умолчаний было в языке автора, тем он считался более утонченным.

 Мы судим, конечно, по рукописям, например, свт. Григория Богослова или свт. Василия Великого. Поэтому их так трудно переводить, - язык полон умолчаний. А если в эллипсисе находилось подлежащее, то это вообще считалось верхом изящества.

Для современного русского языка отсутствие подлежащего - это верх безграмотности. Если человек один раз так написал или сказал, то он навсегда потеряет уважение. В Византии все было наоборот!

Наконец, в эпоху прп. Романа Сладокопевца, расцвет церковной гимнографии был связан с новым явлением: изысканным стало соединять в одной фразе несоединимые вещи или, лучше сказать, противоречивые и взаимоисключающие понятия.  Надо признать, что это действительно нелегко. В любом случае, в этом заключается большое искусство.

Итак, этот метод, который в наше время иногда называется антитетическим параллелизмом, стал основным в гимнографии того времени.

И вот, создание кондака прп. Романом, стало поистине явлением в жизни Церкви.

Дело в том, что в Софии Константинопольской на праздничном богослужении многие гимнографы исполняли свои тексты впервые. Певец выходил на середину храма, пел свой тропарь - аполитикон, тогда, правда, короткие песнопения чаще всего назывались кондаками. Затем получал сразу же в руку золотую монету и возвращался на свое место.

Наступило Рождество. Шло императорское богослужение в Святой Софии. Подошла очередь исполнять свое сочинение диакона прп. Романа. Он исполнял его первый раз. И вот, он вышел на середину храма, зашел на подиум (этот момент изображен на иконе) и запел Кондак:


- Дева днесь - предсущественного (иперусион - сверх любого естества) рождает!

Весь храм всколыхнулся... Ведь изысканным было соединять в одной фразе несоединимые вещи. А тут совершенно неожиданное соединение: сегодня, днесь - и предсущественный, то есть тот, кто выше времени.


Весь храм замер от удивления... Роман запел дальше:

- И земля вертеп - неприступному приносит!

Опять соединение абсолютно несхожих вещей: вертеп, пещера и - неприступный Бог!

По храму прокатилась волна восхищения... А Роман уже пел дальше:


- Ангелы с пастырьми славословят!


Опять соединение абсолютно недопустимое и неожиданное: ангелы с пастухами обычно не проводят время...


- Волхви же со звездою путешествуют! - продолжал Роман.


И вохвы - и звезда, все эти вещи никогда не сочетаются в жизни! Это реальности, существующие в разных мирах. Вся Святая София замерла...

- Нас бо ради родися отроча младо - Превечный Бог!

Последняя фраза всех просто потрясла. Это было как своего рода печать на хартии. Ради нас - рождается ребенок. Тоже вещи странные и непонятные... И не просто ребенок, а ребенок - Бог!


Если сказать, что все были потрясены, то мы ничего не скажем. Это было как землетрясение.

- Что это за удивительное песнопение? - спрашивали друг друга люди. Как он мог так сказать, чтобы в каждой строке чувствовался верх изысканности и все это уместить в несколько строк?!


- Как он мог так написать, чтобы ни одного слова нельзя было убрать - и ни одного не нужно было бы добавлять? - Удивляемся мы сейчас...


Поистине, это было незабываемое Рождество. Все чувствовали, что Бог пришел на землю и открыл Церкви тайну Воплощения. А Кондак Церковь приняла как основное и важнейшее догматическое исповедание таинства Рождества Христа.

 

Эта статья  написана на основании изучения рукописей и древних текстов византийской эпохи.


Назад к списку