Храм Иерусалимской иконы Божией Матери - ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО И НОВОЧЕРКАССКОГО МЕРКУРИЯ ГЛАВЫ ДОНСКОЙ МИТРОПОЛИИ ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ, КЛИРУ, БОГОЛЮБЕЗНОЙ ПАСТВЕ РОСТОВСКОЙ-НА-ДОНУ ЕПАРХИИ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Русская Православная Церковь, Донская Митрополия, Ростовская и Новочеркасская епархия, Таганрогское благочиние, г.Таганрог

Храм Иерусалимской иконы Божией Матери

Сайт создан по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО И НОВОЧЕРКАССКОГО МЕРКУРИЯ ГЛАВЫ ДОНСКОЙ МИТРОПОЛИИ ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ, КЛИРУ, БОГОЛЮБЕЗНОЙ ПАСТВЕ РОСТОВСКОЙ-НА-ДОНУ ЕПАРХИИ

11 Апрель 2015

Всечестные пресвитеры и  диаконы, боголюбивые иноки и  инокини,

дорогие братья и  сестры!

 

В радости о  Господе, победившем смерть и  даровавшем нам  надежду вечной жизни, обращаю ко  всем вам  слова великого пасхального благовестия:

«ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ»!

 

В каждом очевидном событии Священной Истории действует непостижимая божественная сила, способная изменить реальность человеческой жизни.

В событии Воскресения Христова эти  обстоятельства и  следствия столь велики, что  святитель Василий Великий назвал его «основанием совершенно нового мира, где  разрушена смерть и  поражен дьявол». Поэтому в  жизни каждого христианина Пасха Христова  – это  не  просто великий праздник, это  основа веры, цель жизни, смысл всех усилий. Апостол Павел полагал, что  без  принятия в  свою жизнь благодатных даров Воскресения Христова бессмысленно все, чем  живет человек: «Если Христос не  воскрес, то  и  проповедь наша тщетна, тщетна и  вера ваша»,  – пишет он  христианам (1  Кор.  15:14).

Что  же празднует полнота Церкви в  день Христова Воскресения? На  этот вопрос отвечают слова Пасхального канона: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало».

Сотворив этот прекрасный добрый мир, Господь поставил человека, обладающего божественным подобием, царствовать над  ним. Первые люди пребывали в  святой гармонии друг с  другом и  со  всем Божьим творением. Что  еще  более дивно, они  обладали даром вечной жизни, которая неразрывным образом была связана с  возможностью прямого богообщения. Нам  трудно себе представить, как  это  происходило, но  из  Священного Писания мы  знаем, что  в  пространстве первозданной райской жизни Адам и  Ева, пребывая непрестанно пред лицом Божиим, находили в  этом Таинстве высочайшее счастье своего бытия.

Преступив единственную заповедь, данную Богом в  Раю, человек становится виновником великой мировой трагедии. Он  теряет возможность первозданного богообщения, распадается гармония отношений между самими людьми и  даже природа воспротивилась поступку своего «вчерашнего царя». Порвав отношение с  Богом, выбрав путь так  называемого независимого развития, человек вкушает горький плод богооставленности  – смерть и  одиночество.

Ученые, изучающие религии и  культуры древних людей, свидетельствуют о  тех  огромных усилиях, которые предпринимались для  того, чтобы преодолеть последствия грехопадения. Но  преодолеть закон смерти человек был  не  властен. Он  остро чувствовал, что  для  победы над  таким врагом ему  нужна сила, превосходящая человеческую немощь. Поэтому милосердный Бог  и  после грехопадения не  оставил Своих чад. Через религиозные заповеди и  нравственные законы, устами пророков и  патриархов Он  продолжал бороться за  судьбу Своего возлюбленного творения. Однако  предлагая человеку помощь, решающую роль Бог  по-прежнему отдавал осознанному выбору и  свободе человека: «Жизнь и  смерть предложил я  тебе, благословение и  проклятие. Избери жизнь, дабы жил  ты  и  потомство твое»,  – говорит Господь в  Библии (Втор.  30:19).

Стремление к  обновлению духовной жизни, желание вернуть возможность утерянного богообщения породило у  ветхозаветного человечества чувство глубокого покаяния. С  нескрываемой надеждой автор ветхозаветной «Хроники» обращает к  Богу слова благодарности за  такую возможность: «Ты, Господи, по  множеству Твоей благости, обещал покаяние и  отпущение согрешившим Тебе, и  множеством щедрот Твоих определил покаяние грешникам во  спасение» (2  Пар. 36:22-23).

Но ни  жертвоприношения, ни  воскурение ладана, ни  обряды омовения не  могли вернуть людям полноценную радость духовной жизни. По  словам блаженного Августина, «в новую жизнь ввести мог  только Тот, Кто  был  ее  началом, Кто  обладал ее  полнотой». Один только Бог  был  способен умертвить адово жало и  упразднить смерть. В  этом и  заключается та и нственный смысл того события, что  произошло в  Иерусалиме почти две  тысячи лет  тому назад. Сын  Божий и  Сын  Девы, соединив в  Себе две  природы  – божественную и  человеческую  – принял страшные муки и  вкусил смерть. Но  смерть, поглотив Человека, не  смогла удержать Бога. Надеясь на  легкую победу, ад  был  порушен изнутри. Воскресением Своим Христос низверг смерть, упразднил ад  и  утвердил торжество жизни, как  об  этом ярко свидетельствует святитель Иоанн Златоуст в  своем Пасхальном слове.

Отныне для  каждого христианина Воскресение Христово является не  просто событием истории. Таинственная, божественная сторона пасхального торжества, главным образом, заключается в  том, что  смерть была умерщвлена, ад  разрушен, а  жизни положено новое начало, о  чем  и  поет пасхальный канон праздника. Церковь открывает нам, что  теперь каждый имеет возможность стать причастником этих таинственных событий. Святитель Филарет Московский говорит, что «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа служит началом и  нашего воскресения». Каждый человек призван совоскреснуть Христу, полнейшим и  реальным образом приобщиться к  Его  Воскресению.

Что  же для  этого необходимо? Как  возможно стать полноправными наследниками благодати Воскресшего Спасителя? По  мысли апостола Павла, для  того, чтобы совоскреснуть в  Боге, человек должен соумереть для  греха (Кол.  2:12-13). Без  этой персональной внутренней работы, без  опыта личного соумерания греховным навыкам и  страстям невозможно быть подлинным учеником Христовым и  участником Его  победы над  смертью. Об  этом нелицеприятно свидетельствует и  преподобный Симеон Новый Богослов: «Воплотившийся Бог  принял смерть именно ради того, чтобы благодатью Его  могли больше не  грешить те, которые верой приемлют Христа как  Господа. Отсюда очевидно, что  те, которые грешат, еще  не  приняли Его, хотя и  мнят, что  приняли».

Один из  путей личного приобщения к  благодати Воскресшего Спасителя пролегает через подвиг самоотверженного служения людям и  Отечеству. В  этом году мы  отмечаем 70-летие великой Победы нашего народа в  борьбе с  фашизмом. Сама способность человека пожертвовать своей жизнью ради жизни ближнего, с  точки зрения Священного Писания, является высочайшим проявлением того божественного начала, что  вложено в  каждого человека и  приобщает его  к  Жертве Христовой. «Ибо Я  дал  вам  пример, чтобы и  вы  делали то  же, что  Я  сделал вам»,  – говорит Господь в  Евангелии (Ин.  13:15). Но, прославляя героев Победы, мы  не  должны забывать и  духовные уроки той  войны, не  усвоив которые любой народ обречен на  новые тяжелейшие испытания. Ведь мирное развитие нации, гармоничная жизнь отдельно взятого человека во  многом зависят от  того, на  каких духовных основаниях строится жизнь общества. Если  в  общественном развитии нет  места духовно-нравственному просвещению, творчеству, новациям, в  основе которых находятся традиционные нравственные ценности, Сам  Бог  будет тщетен в  Своих усилиях и, как  это  ни  страшно звучит, напрасен подвиг героев. Вся  история наполнена свидетельствами о  том, что, потеряв Бога, и  государство, и  общество, и  даже целые цивилизации способны потерять себя, утратить чувство реальности жизни. А  значит, уже  в  пределах своего земного бытия они  начинают жить смертью, предуготовляя себя к  умиранию и  в  веках, и  в  вечности.

Поэтому сегодня, вспоминая о  великой Победе нашего народа в  войне и  торжествуя великую Победу Бога над  смертью, победу полноты Жизни над  бессмысленной греховной пустотой, будем помнить, что  Воскресение Христово  – это  не  просто метафора, не  повод для  очередного торжества  или артефакт культуры. Это  вечно живая сила, способная укрепить дух  нашего народа, обновить каждого из  нас, дать возможность личной победы над  грехом и  смертью, возможность стать не  рабами греховных прихотей, а  сынами Божьими (Ин.  8:34, Гал.  3:26).

Поэтому, отвергнув всякий страх и  сомнение, укрепив себя твердой верой в  безграничную милость Творца, памятуя все  то, чему учит нас  история, сделаем все, чтобы «иного жития вечнаго начало» явилось началом и  нашего личного духовного обновления в  Боге, Спасителе нашем.

 

ВОИСТИНУ ВОСКРЕС ХРИСТОС!



назад к списку новостей

Авторизация

E-mail:
Пароль:

Новости

Все новости


Объявления

Все объявления